МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩИЕ СМАЗКИ
Польза применения металлоплакирующих смазок (содержащих ультрадисперсные порошки металлов) известна давно. Но широкого применения они не получили, видимо, из-за более высокой, чем у универсальных смазок, начальной стоимости. Однако экономика эксплуатации техники говорит о том, что эти затраты быстро окупаются... |
Известно, что между трущимися парами должна быть тончайшая масляная пленка, но если чуть выросла нагрузка, температура, попала вода или микроскопическая пыль, то пленка разрушается и начинается сухое трение. Его последствия известны: питтинг, задиры и т.д. Для предотвращения этого в обычные масла вводятся противозадирные присадки - соединения серы, фосфора, хлора. Взаимодействуя с металлом, они образуют «мягкий» слой, который отчасти амортизирует и предотвращает сухое трение.
Но есть одно «но». Дело в том, что данная химическая реакция носит необратимый характер, соли металлов легко удаляются с поверхностей при их прямом контакте, загрязняя смазку, и более того, для начала пусть на молекулярном уровне, но конструктивный зазор в паре будет увеличиваться, а учитывая длительный характер эксплуатации агрегата, в конечном счете это может привести к вполне измеримому увеличению зазора. |
|
Подшипники автобуса ИКАРУС.
Слева подшипник работавший
на Литоле-24 (пробег 60 000 км),
справа - на смазке МС-1000
(пробег 377 000 км
|
Есть другой метод решения проблемы вполне успешно, благодаря фирме «ВМПАВТО», применяемый в транспортных предприятиях Санкт-Петербурга с 1999 года и получивший одобрение химиков, производителей подшипников и подвижного состава, а также НИИ Министерства обороны. Речь идет о металлоплакирующих смазках серии МС.
Принципиальное отличие от универсальных смазок состоит в том, что в процессе работы узла трения на сопрягаемых поверхностях образуется тончайший слой металла, обеспечивающий минимально низкий коэффициент трения: в смазке МС-1000 это цинк (замедляет процессы изнашивания и обеспечивает защиту узла трения при потере герметичности) и дисульфид молибдена (обеспечивает высокие антифрикционные характеристики поверхности). Важнейшими свойствами образующейся металлической защитной пленки являются высокая износостойкость и неограниченная по времени использования способность к самовосстановлению.
|
|
Если говорить о других особенностях смазок серии МС-1000, то их отличает высокая механическая стабильность, температура плавления и каплепадения (205-255 °С), небольшая испаряемость, водостойкость даже в кипящей воде - все это позволяет применять эти смазки в высоконагруженных узлах трения при температурах до 150 °С, кроме того, их отличает достаточная морозостойкость - работоспособность в мощных механизмах до -55 °С, при том что заправка подшипниковых узлов обычным солидолонагнетателем может проводиться до -30 °С.
Известен и положительный опыт опытно-промышленных испытаний смазки МС-1000 на 18 автобусах ГУП «Пассажиравтотранс» (Санкт-Петербург). Зафиксирован факт достижения на одном из опытных автобусов пробега 377000 км за 4 года без замены подшипников и смазки. Экономическая эффективность применения смазки МС-1000 при более высокой начальной цене, чем традиционного Литол-24, составила 18608 рублей (в среднем более 4500 в год) на подшипниковых узлах городских автобусов.
|
Статья была опубликова в журнале "Коммерческий транспорт" N1 (45), 2006. |
|