VMPAUTO Смазки для Вас! smazka.ru  



ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ МС - 1000 внедрение подшипники - тесты

 
ПЛАСТИКА И ШАРИКИ.

Экспертиза пластичных смазок для колесных подшипников
.

Александр Лебедев, Иван Ксенофонтов.


Миллион раз за день шарики "обегают" свои обоймы в подшипнике, а целы остаются благодаря особой смазке.


В КОЛЕЕ

В том, что "не подмажешь - не поедешь", человек убедился еще во времена былинные. Оси древних египетских колесниц напрочь отказывались вращаться в обоймах "на сухую", потому умащивали их оливковым маслом, загущенным известью, придававшей смеси некую пластичность. За прошедшие с тех пор века ничего особо не изменилось, как не изменилось колесо: современные подшипники тоже требуют пластичной смазки (ПС). Сегодня десятки видов ПС на прилавках магазинов. Какая из них придется впору колесам мотоциклов, чтобы надежно служила шарикам и спортбайка, и древнего "Урала"? Выбирая образцы ПС для экспертизы, сперва изучили надписи на упаковках…


НЕ ВЫГОДНО!

…И сделали открытие: в названиях пластичных смазок нет ни слова полезной для потребителя информации.


В бывшем СССР, нынче у нас и за рубежом "символов", раскры-вающих качественные параметры ПС, изобрести не удосужились.

Пришлось спросить продавцов, какая "лучшая из равных". И нас засыпали горой разнообразных баночек, тюбиков, коробочек. Однако допуск к экспертизе получили не все. И знаете почему? Потому что мы вошли в положение нормального потребителя: чтобы умастить подшипники мотоцикла, смазки потребно на ноготь мизинца, а продавцы предлагают ее в объемах 300 и более грамм, чего хватит и карьерному самосвалу. За те немалые деньги, которые она стоит, и при сроке хранения упаковки 2-3 года такая покупка не выгодна.


СКВОЗЬ ВОДУ, ОГОНЬ И... ПАСКАЛИ

Начали проверку ПС водой. Ясно как день, что масло не должно ею смываться. И вот мы безжалостно топим в воде часть содержимого каждой из десяти упаковок. Методика стандартная: образцы три часа купаем в горячей "ванне", затем пропускаем их через лабораторный анализ, чтобы убедиться в отсутствии проникновения воды в ПС. Констатируем: все тестируемые подтвердили способность защищать подшипники от влаги, а значит, от коррозии.


1. MC- 1000. Вес - 400 и 140 г. Цена - 100 и 50 руб. Изготовитель - "ВМПАВТО", г. С.-Петербург. На этикетке информация о назначении ПС, указаны ТУ, дата выпуска, срок годности и адрес производителя. По результатам испытаний МС-1000 признана победителем в конкурсе пластичных смазок. 140-граммовая упаковка особенно удобна при обслуживании подшипников мотоцикла. Стоимость смазки-победителя сопоставима с ценою импортных смазок.
2. LM 47 Langzeitfett. Вес - 100 г. Цена - 80 руб. Изготовитель - Liqui Moly GmbH (Германия). Подробный текст на русском языке и "дубль" на украинском. Указано назначение, тип присадки (MoS2) и срок хранения. ПС отлично проявила себя в наших тестах. Для мотоциклиста упаковка LM 47 в самый раз - не "тяжела" и хранить ее удобно (упаковка с герметичной крышкой). Минус один - каждый ее грамм самый дорогой среди испытуемых.
3. Chevron Moly Grease EP 2. Вес - 397 г. Цена - 118 руб. Изготовитель - Chevron Products Company, San Francisco (США). Нанесена маркировка NLGI. Описание на английском. Продавец заверил, что смазка уживается и с подшипниками и ШРУСами. По показателям Chevron несколько превосходит MS/3. Оценка - "отлично". Расфасовка: для владельцев нагнетателя.
4. Energrease LS-EP 2. Вес - 400 г. Цена - 86 руб. Изготовитель - British Petroleum, E. U. (Великобритания). Текст на двух языках, но по-русски - ни слова. При испытаниях ПС показала лучший результат среди "Литолов". Дату изготовления еле нашли - цифры микроскопические. Упаковка - опять же для "профи", есть шприц-нагнетатель. Цена - не самая высокая из импортных продуктов.
5. Смазка ШРУС-4. Вес - 400 г. Цена - 40 руб. Изготовитель - АО "АЗМОЛ", г. Бердянск, Украина. На этикетке приведены исчерпывающие сведения о ПС и производителе. Результат тестов: присвоена оценка "хорошо". Остается сожалеть, что упаковка ШРУС-4 "тяжеловата", доставляет неудобства при извлечении содержимого из баночки. Цена весьма демократична.
6. Super - EP - Langzeitfett. Вес - 400 г. Цена - 77 руб. Изготовитель - Ravenol RSV GmbH (Германия). Инструкция на немецком языке, плюс "комикс", повествующий о заправке нагнетателя содержимым тубы. Дата изготовления указывается. "Вольный" перевод продавца: "Это круче "Литола-24". Что правда: ПС стала одним из лидеров в своей группе. Но вручную извлекать смазку трудно. Крышка не герметична, и длительное хранение ПС затруднительно. Цена - самая низкая из импортных.
7. Смазка "Литол-24". Вес - 100 г. Цена - 20 руб. Изготовитель - ОАО "Пушкинский завод", г. Пушкино. Расфасовано - ООО "Тектрон", Московская обл., г. Пушкино. "Рассказ" о ПС лаконичен: ссылка на ГОСТ. "Тектрон" указал свой адрес. "Авторы" указали дату изготовления и обещают сохранность начинки тюбика целых пять лет. Свежая смазка - вполне надежная защита от трения. Оценка - "хорошо". Удобства при работе с тюбиком - ниже среднего. Зато цена на "пять" - почти даром.
8. Смазка "Литол-24". Вес - 400 г. Цена - 25 руб. Изготовитель - АО "АЗМОЛ", г. Бердянск, Украина. Сведений о смазке более чем достаточно. Результаты тестов вполне сопоставимы с показателями импортных аналогов. Хуже, чем отличной, смазку признать не вправе. Желали бы видеть на прилавках магазинов продукт в мелких упаковках.
9. Castrol MS/3 Spezialfett. Вес - 300 г. Цена - 141 руб. Изготовитель - Castrol (Германия, г. Гамбург). Текст на немецком. Дата изготовления указана, пометки о сроке годности нет. Со слов продавца, ПС пригодна для обслуживания ШРУСов и нагруженных подшипников. В чем мы убедились при испытаниях: оценка - "отлично" в группе смазок, содержащих молибденовые присадки. Тюбик удобен для обслуживания подшипника. В сопоставлении "цена - качество" этот Castrol рентабельным не назовешь.
10. Смазка ШРУС-4М. Вес - 150/350 г. Цена - 40 руб. Изготовитель - ОАО "Сибнефть" - Омский НПЗ, Омская обл., р. п. Любинский. Не мешало бы конкретнее описать смазку: что обозначает буква "М"? Принципиальных отличий продукта "Сибнефти" от других не выявили. Цифры "150/350" вызвают недоумение: самим у прилавка взвешивать? За номер ТУ, срок хранения, дату выпуска, а также прочную пробку - спасибо. Смазка в тюбике получила "хорошо", работать с нею удобно. Цена доступная.


Перемещаем образцы в лабораторную "сауну" и даем испытуемым жару. Зачем так по-садистски? А затем, что со времен фараонов известно: горячее масло должно оставаться в подшипнике, а не вытекать из него. Но чтобы не вытекало, температура плавления смазки обязана быть выше "рабочих" градусов узла трения. Проверили: при 100-150°С, типичных для работы подшипников, ни один из испытуемых не "растекся" - все "пересидели" 180 градусов. Но не будем торопиться…

Предательски сбежать из "колеи" шариков может и самая стойкая к нагреву смазка, если "нецепко" держится за подшипник. Случись это - и ставшие сухими шарики сведут пробег мотоцикла к считанным километрам. Замеряем "цепучесть" - предел прочности сдвига каждой ПС: в имитаторе подшипника смазка, нагретая до 50°С, обязана не "шевелиться" при давлении на нее в 200 Паскалей. И в этом испытании все ПС прилично "перепрыгнули планку" контрольных пределов.

Наступил черед испытать ПС в контакте с реальными шариками.

Сквозь стекла микроскопа зеркальная гладь деталей подшипника смотрится хребтами Гималаев. Назначение ПС - "затопить" неровности металла так, чтобы шарик катился только по маслу. Конечно, это в идеале - рецепт абсолютной защиты пока не найден. В практике пики "гор" друг за друга особо не цепляются и "обрушения" металла не происходит. Но проверим.

Роль горного ландшафта отвели подшипнику ступицы "Урала", дорожные условия имитировали на машине трения, работу подвески мотоцикла - переменным усилием ("скачем по ухабам"), а давим на шарики под углом ("постоянные виражи"). Включаем стенд и ждем, какой из образцов ПС, заряженный в свой индивидуальный подшипник, не выдержит "скачек".

"Не дождетесь!" - как бы огрызнулись все десять смазок после десяти часов теста. Не то что "обвала" металла - превышения норм износа не произошло (см. график и диаграмму). Но не все оказались одинаково стойкими.

У "Литолов" и их зарубежных аналогов по мере роста нагрузок проявилась склонность к повышению сопротивления качения шариков. Суммарный износ материала подшипников в группе "Литолов" самый большой. Но специалисты считают, что он вполне допустим. Скажем так: эти ПС - многоцелевые смазки, ими покрывают не только подшипники, но и защищают от трения и коррозии подвижные сочленения - крестовины, втулки и т. п. Они обладают достаточными смазывающими свойствами (добавим: и относительно низкой ценой). То есть, гарантированно обеспечивают работоспособность подшипников



"ГОРЫ" И "СКАЧКИ"


в пределах заданного заводом ресурса) при средних нагрузках. Разница в качестве свойств импортных ПС и "россиян" не особенно велика, в стоимости же она куда заметнее (надо ли уточнять, что дороже?).

У №№ 1, 2, 3, 5, 9, 10 смазывающие свойства явно "покруче", шарикам катиться в их среде легче. А при максимальных нагрузках проявляется реальное снижение сопротивления качения. Эти смазки, насыщенные присадками "скользких" соединений (дисульфид молибдена, графит и т. п.), позволяют шарикам пережить более серьезный "экстрим" (перегрузку подшипников), нежели "литолы". Отметим, что низкий уровень износа металла обеспечит ощутимую прибавку срока "качения" мотоцикла. Правда, денег приходится выкладывать за "шарнирно-подшипниковые" смазки в два раза больше, чем за многоцелевые смазки. Лучшие же - №№ 1 и 2. На фоне параметра "сопротивление" № 6, 4, 7, 8 "первый" и "второй" низводят трение в подшипнике до уровня, сравнимого со скольжением санок по льду. Причем российская "семерка" переигрывает европейского конкурсанта по всем статьям: легкость перемещения шариков с нею наилучшая, а расход металла подшипника не разглядишь и под лупой. В чем она сравнима с "иностранцами", так в цене - эту смазку надо отнести к разряду дорогих. Но где вы видели бесплатный сыр?


ЧЕМ ВЫШЕ НАГРУЗКИ...

Не все для шариков "гладко" и в современной смазке: - продукты износа накапливаются внутри подшипника и увеличивают интенсивность разрушения трущихся поверхностей;

- стоит нагрузкам выдавить ПС из "колеи"

- и шарик уже не катится, а скользит по обойме. Глубокой "борозды" он, конечно, не оставит, но потери металла с каждым новым задиром увеличиваются.

Поэтому, помимо заслуженной МС-1000 оценки "отлично", мы обязаны вручить еще и Grand Prix ее разработчикам. Они научили смазку... наращивать металл - металлом! Тончайший порошок цинка, включенный в МС, постоянно пополняет потери "веса" шариков и обойм, причем, чем выше нагрузки (давление и температура) в зоне контакта, тем быстрее протекает "пластическая операция" по наращиванию металла. Убедитесь в том воочию - рассмотрите на фото.


Вывод:
из десяти проверенных пластичных смазок годными к использованию признаем все! Уровень качества отечественных ПС не выглядит "бледно" на фоне зарубежных, а смазке МС-1000 конкурентов просто нет.


График зависимости момента сопротивления качению
шарика от нагрузки.



Износ металла подшипников при
использовании тестируемых смазок.

 
СПРАВКА

Современные ПС куда совершеннее смазок для древних колесниц, тем не менее их составляющие схожи: масло - на него приходится до 90% массы смазки. Оно уже не оливковое, а получено в результате переработки нефти или искусственно синтезировано; загуститель (до 20% веса) - если упрощенно, то он сравним с "каркасом", хранящим в своих порах масло. Известь сменили производные высших карбоновых кислот, исключительно устойчивых к нагрузкам и нагреву; добавки (0,5-2%) - современные химические вещества (сотворить их состав предтечи не додумались), значительно улучшающие антифрикционные свойства смазки, хотя их доля в ПС минимальна. Именно они и являются ноу-хау производителей смазок.


Наверх >>




www.smazka.ru © 1996 -2010