|
ПЛАСТИКА И ШАРИКИ.
Экспертиза пластичных смазок для колесных подшипников.
Александр Лебедев,
Иван Ксенофонтов. |
Миллион раз за день шарики "обегают" свои обоймы в подшипнике, а целы остаются благодаря особой смазке.
В КОЛЕЕ
В том, что "не подмажешь - не поедешь", человек убедился еще во времена былинные. Оси древних египетских колесниц напрочь отказывались вращаться в обоймах "на сухую", потому умащивали их оливковым маслом, загущенным известью, придававшей смеси некую пластичность. За прошедшие с тех пор века ничего особо не изменилось, как не изменилось колесо: современные подшипники тоже требуют пластичной смазки (ПС). Сегодня десятки видов ПС на прилавках магазинов. Какая из них придется впору колесам мотоциклов, чтобы надежно служила шарикам и спортбайка, и древнего "Урала"? Выбирая образцы ПС для экспертизы, сперва изучили надписи на упаковках…
НЕ ВЫГОДНО!
…И сделали открытие: в названиях пластичных смазок нет ни слова полезной для потребителя информации. |
|
В бывшем СССР, нынче у нас и за рубежом "символов", раскры-вающих качественные параметры ПС, изобрести не удосужились.
Пришлось спросить продавцов, какая "лучшая из равных". И нас засыпали горой разнообразных баночек, тюбиков, коробочек. Однако допуск к экспертизе получили не все. И знаете почему? Потому что мы вошли в положение нормального потребителя: чтобы умастить подшипники мотоцикла, смазки потребно на ноготь мизинца, а продавцы предлагают ее в объемах 300 и более грамм, чего хватит и карьерному самосвалу. За те немалые деньги, которые она стоит, и при сроке хранения упаковки 2-3 года такая покупка не выгодна.
СКВОЗЬ ВОДУ, ОГОНЬ И... ПАСКАЛИ
Начали проверку ПС водой. Ясно как день, что масло не должно ею смываться. И вот мы безжалостно топим в воде часть содержимого каждой из десяти упаковок. Методика стандартная: образцы три часа купаем в горячей "ванне", затем пропускаем их через лабораторный анализ, чтобы убедиться в отсутствии проникновения воды в ПС. Констатируем: все тестируемые подтвердили способность защищать подшипники от влаги, а значит, от коррозии. |
|
|
1. MC- 1000. Вес - 400 и 140 г. Цена - 100 и 50 руб. Изготовитель - "ВМПАВТО", г. С.-Петербург. На этикетке информация о назначении ПС, указаны ТУ, дата выпуска, срок годности и адрес производителя. По результатам испытаний МС-1000 признана победителем в конкурсе пластичных смазок. 140-граммовая упаковка особенно удобна при обслуживании подшипников мотоцикла. Стоимость смазки-победителя сопоставима с ценою импортных смазок. |
|
2. LM 47 Langzeitfett. Вес - 100 г. Цена - 80 руб. Изготовитель - Liqui Moly GmbH (Германия). Подробный текст на русском языке и "дубль" на украинском. Указано назначение, тип присадки (MoS2) и срок хранения. ПС отлично проявила себя в наших тестах. Для мотоциклиста упаковка LM 47 в самый раз - не "тяжела" и хранить ее удобно (упаковка с герметичной крышкой). Минус один - каждый ее грамм самый дорогой среди испытуемых. |
|
3. Chevron Moly Grease EP 2. Вес - 397 г. Цена - 118 руб. Изготовитель - Chevron Products Company, San Francisco (США). Нанесена маркировка NLGI. Описание на английском. Продавец заверил, что смазка уживается и с подшипниками и ШРУСами. По показателям Chevron несколько превосходит MS/3. Оценка - "отлично". Расфасовка: для владельцев нагнетателя. |
|
4. Energrease LS-EP 2. Вес - 400 г. Цена - 86 руб. Изготовитель - British Petroleum, E. U. (Великобритания). Текст на двух языках, но по-русски - ни слова. При испытаниях ПС показала лучший результат среди "Литолов". Дату изготовления еле нашли - цифры микроскопические. Упаковка - опять же для "профи", есть шприц-нагнетатель. Цена - не самая высокая из импортных продуктов. |
|
5. Смазка ШРУС-4. Вес - 400 г. Цена - 40 руб. Изготовитель - АО "АЗМОЛ", г. Бердянск, Украина. На этикетке приведены исчерпывающие сведения о ПС и производителе. Результат тестов: присвоена оценка "хорошо". Остается сожалеть, что упаковка ШРУС-4 "тяжеловата", доставляет неудобства при извлечении содержимого из баночки. Цена весьма демократична. |
|
6. Super - EP - Langzeitfett. Вес - 400 г. Цена - 77 руб. Изготовитель - Ravenol RSV GmbH (Германия). Инструкция на немецком языке, плюс "комикс", повествующий о заправке нагнетателя содержимым тубы. Дата изготовления указывается. "Вольный" перевод продавца: "Это круче "Литола-24". Что правда: ПС стала одним из лидеров в своей группе. Но вручную извлекать смазку трудно. Крышка не герметична, и длительное хранение ПС затруднительно. Цена - самая низкая из импортных. |
|
7. Смазка "Литол-24". Вес - 100 г. Цена - 20 руб. Изготовитель - ОАО "Пушкинский завод", г. Пушкино. Расфасовано - ООО "Тектрон", Московская обл., г. Пушкино. "Рассказ" о ПС лаконичен: ссылка на ГОСТ. "Тектрон" указал свой адрес. "Авторы" указали дату изготовления и обещают сохранность начинки тюбика целых пять лет. Свежая смазка - вполне надежная защита от трения. Оценка - "хорошо". Удобства при работе с тюбиком - ниже среднего. Зато цена на "пять" - почти даром. |
|
8. Смазка "Литол-24". Вес - 400 г. Цена - 25 руб. Изготовитель - АО "АЗМОЛ", г. Бердянск, Украина. Сведений о смазке более чем достаточно. Результаты тестов вполне сопоставимы с показателями импортных аналогов. Хуже, чем отличной, смазку признать не вправе. Желали бы видеть на прилавках магазинов продукт в мелких упаковках. |
|
9. Castrol MS/3 Spezialfett. Вес - 300 г. Цена - 141 руб. Изготовитель - Castrol (Германия, г. Гамбург). Текст на немецком. Дата изготовления указана, пометки о сроке годности нет. Со слов продавца, ПС пригодна для обслуживания ШРУСов и нагруженных подшипников. В чем мы убедились при испытаниях: оценка - "отлично" в группе смазок, содержащих молибденовые присадки. Тюбик удобен для обслуживания подшипника. В сопоставлении "цена - качество" этот Castrol рентабельным не назовешь. |
|
10. Смазка ШРУС-4М. Вес - 150/350 г. Цена - 40 руб. Изготовитель - ОАО "Сибнефть" - Омский НПЗ, Омская обл., р. п. Любинский. Не мешало бы конкретнее описать смазку: что обозначает буква "М"? Принципиальных отличий продукта "Сибнефти" от других не выявили. Цифры "150/350" вызвают недоумение: самим у прилавка взвешивать? За номер ТУ, срок хранения, дату выпуска, а также прочную пробку - спасибо. Смазка в тюбике получила "хорошо", работать с нею удобно. Цена доступная. |
Перемещаем образцы в лабораторную "сауну" и даем испытуемым жару. Зачем так по-садистски? А затем, что со времен фараонов известно: горячее масло должно оставаться в подшипнике, а не вытекать из него. Но чтобы не вытекало, температура плавления смазки обязана быть выше "рабочих" градусов узла трения. Проверили: при 100-150°С, типичных для работы подшипников, ни один из испытуемых не "растекся" - все "пересидели" 180 градусов. Но не будем торопиться…
Предательски сбежать из "колеи" шариков может и самая стойкая к нагреву смазка, если "нецепко" держится за подшипник. Случись это - и ставшие сухими шарики сведут пробег мотоцикла к считанным километрам. Замеряем "цепучесть" - предел прочности сдвига каждой ПС: в имитаторе подшипника смазка, нагретая до 50°С, обязана не "шевелиться" при давлении на нее в 200 Паскалей. И в этом испытании все ПС прилично "перепрыгнули планку" контрольных пределов.
Наступил черед испытать ПС в контакте с реальными шариками.
Сквозь стекла микроскопа зеркальная гладь деталей подшипника смотрится хребтами Гималаев. Назначение ПС - "затопить" неровности металла так, чтобы шарик катился только по маслу. Конечно, это в идеале - рецепт абсолютной защиты пока не найден. В практике пики "гор" друг за друга особо не цепляются и "обрушения" металла не происходит. Но проверим.
Роль горного ландшафта отвели подшипнику ступицы "Урала", дорожные условия имитировали на машине трения, работу подвески мотоцикла - переменным усилием ("скачем по ухабам"), а давим на шарики под углом ("постоянные виражи"). Включаем стенд и ждем, какой из образцов ПС, заряженный в свой индивидуальный подшипник, не выдержит "скачек".
"Не дождетесь!" - как бы огрызнулись все десять смазок после десяти часов теста. Не то что "обвала" металла - превышения норм износа не произошло (см. график и диаграмму). Но не все оказались одинаково стойкими.
У "Литолов" и их зарубежных аналогов по мере роста нагрузок проявилась склонность к повышению сопротивления качения шариков. Суммарный износ материала подшипников в группе "Литолов" самый большой. Но специалисты считают, что он вполне допустим. Скажем так: эти ПС - многоцелевые смазки, ими покрывают не только подшипники, но и защищают от трения и коррозии подвижные сочленения - крестовины, втулки и т. п. Они обладают достаточными смазывающими свойствами (добавим: и относительно низкой ценой). То есть, гарантированно обеспечивают работоспособность подшипников
"ГОРЫ" И "СКАЧКИ" |
|
в пределах заданного заводом ресурса) при средних нагрузках. Разница в качестве свойств импортных ПС и "россиян" не особенно велика, в стоимости же она куда заметнее (надо ли уточнять, что дороже?).
У №№ 1, 2, 3, 5, 9, 10 смазывающие свойства явно "покруче", шарикам катиться в их среде легче. А при максимальных нагрузках проявляется реальное снижение сопротивления качения. Эти смазки, насыщенные присадками "скользких" соединений (дисульфид молибдена, графит и т. п.), позволяют шарикам пережить более серьезный "экстрим" (перегрузку подшипников), нежели "литолы". Отметим, что низкий уровень износа металла обеспечит ощутимую прибавку срока "качения" мотоцикла. Правда, денег приходится выкладывать за "шарнирно-подшипниковые" смазки в два раза больше, чем за многоцелевые смазки. Лучшие же - №№ 1 и 2. На фоне параметра "сопротивление" № 6, 4, 7, 8 "первый" и "второй" низводят трение в подшипнике до уровня, сравнимого со скольжением санок по льду. Причем российская "семерка" переигрывает европейского конкурсанта по всем статьям: легкость перемещения шариков с нею наилучшая, а расход металла подшипника не разглядишь и под лупой. В чем она сравнима с "иностранцами", так в цене - эту смазку надо отнести к разряду дорогих. Но где вы видели бесплатный сыр?
ЧЕМ ВЫШЕ НАГРУЗКИ...
Не все для шариков "гладко" и в современной смазке: - продукты износа накапливаются внутри подшипника и увеличивают интенсивность разрушения трущихся поверхностей;
- стоит нагрузкам выдавить ПС из "колеи"
- и шарик уже не катится, а скользит по обойме. Глубокой "борозды" он, конечно, не оставит, но потери металла с каждым новым задиром увеличиваются.
Поэтому, помимо заслуженной МС-1000 оценки "отлично", мы обязаны вручить еще и Grand Prix ее разработчикам. Они научили смазку... наращивать металл - металлом! Тончайший порошок цинка, включенный в МС, постоянно пополняет потери "веса" шариков и обойм, причем, чем выше нагрузки (давление и температура) в зоне контакта, тем быстрее протекает "пластическая операция" по наращиванию металла. Убедитесь в том воочию - рассмотрите на фото.
Вывод: из десяти проверенных пластичных смазок годными к использованию признаем все! Уровень качества отечественных ПС не выглядит "бледно" на фоне зарубежных, а смазке МС-1000 конкурентов просто нет.
|
График зависимости момента сопротивления качению
шарика от нагрузки.
Износ металла подшипников при
использовании тестируемых смазок.
СПРАВКА
Современные ПС куда совершеннее смазок для древних колесниц, тем не менее их составляющие схожи: масло - на него приходится до 90% массы смазки. Оно уже не оливковое, а получено в результате переработки нефти или искусственно синтезировано; загуститель (до 20% веса) - если упрощенно, то он сравним с "каркасом", хранящим в своих порах масло. Известь сменили производные высших карбоновых кислот, исключительно устойчивых к нагрузкам и нагреву; добавки (0,5-2%) - современные химические вещества (сотворить их состав предтечи не додумались), значительно улучшающие антифрикционные свойства смазки, хотя их доля в ПС минимальна. Именно они и являются ноу-хау производителей смазок. |
Наверх >>
|